Главная - Статьи - Институт семьи и брака в россии в 1601 1700 года

Институт семьи и брака в россии в 1601 1700 года


…Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.

Эмиль Золя

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального учения.

Ключевые слова:семья, социальные институты, семейный институт, семья и брак.

Одним из основных институтов социализации является семья. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я. А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо — мы находим их отношение к семье как фактору воспитания, оценку её роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. Изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, В. Ф. Одоевский, А. И. Герцен, Н. И. Пирогов, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Т. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

Важное место в системе гражданского общества занимает социальный институт семьи, который можно рассматривать как качественное состояние общественного организма, производимое социальными действиями индивидов в рамках особой культуры [1, с. 21].

Семья — одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность. Как известно, процесс социализации личности осуществляется на всем протяжении жизни человека. В то же время на разных возрастных этапах он приобретает свои характерные особенности. Это связано с тем, что социализация, как процесс освоения ценностей и норм, развивается в зависимости от возрастной психологии человека и этапов его социально-трудовой деятельности. Однако, своеобразной отправной точкой нравственной социализации, в рамках которой формируются и ценностные ориентации по отношению к миру, является усвоение человеком, начиная с самого раннего детства, норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований.

В связи с этим, можно с полным правом считать, что важнейшим институтом социализации человека является семья. Семья — важнейший институт социализации личности, воспитания здорового образа жизни. Именно в семье получают первый опыт взаимодействия с обществом. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.

Социализация — это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу [2, с. 116]. В психологическом словаре дается следующее определение: «социализация — это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности» [3, с.666].

Семья же является и источником психологического здоровья. Сами взрослые не всегда понимают, каким образом их личностные качества становятся достоянием их детей, как своеобразно, соответственно специфике возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка, подростка, молодого человека.

Это связано с тем, что основную информацию об окружающем мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Семья как институт социализации имеет свою специфику, которая состоит в том, что она, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой — как малая группа. Соответственно семья как институт социализации, выполняя свою функцию по отношению к личности, является, с одной стороны, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а с другой — средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.

По мнению Н. В. Губина, под социализацией принято понимать «процесс овладения человеком социальными ценностями и нормами, социальным опытом и знаниями, благодаря чему он становится полноправным членом общества». Это путь от биологического существа к общественному [4, с.86].

Семья представляет собой обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Общество, его социальная жизнь представляют собой множество семейных отношений. Т. В. Андреева считает, что «семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут» [5, с.56]. Семья выступает как первое сообщество людей, в котором происходит детская социализация. Процесс социализации ребенка не заканчивается семьей. В дальнейшем на него влияют и другие социальные институты. Однако именно семья закладывает основания социального становления малыша. Прежде всего, в семье организуется так называемая социальная ситуация развития ребенка.

Современная семья переживает сложный этап — переход от традиционной модели к новой. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро изменяющихся условиях современной жизни. На сегодняшний день, в некоторых государствах Запада скрываясь под маской свободы и милосердия, поддерживают те семьи, где присутствует насилие-это, говорит о духовном кризисе семьи и общества. В таких государствах семья отдаляется от задачи социализации, а так же теряет смысл «семьи».

От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества. Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду. Семейное воспитание осуществляется в конкретных стилях — авторитарный, демократический (авторитетный), либерально-попустительский (индифферентный, никакой), дать их характеристику кратко и результат на детях. Семейное воспитание начинается, прежде всего, с любви к ребёнку. Но любовь — это не удовлетворение собственных сиюминутных родительских чувств, а желание обеспечить ребёнку условия для его личностного развития.

Современная семья существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и — что для нас еще важнее — коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т. е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как, ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Одним из факторов, влияющих на создание гармоничной семьи, является возраст мужчины и женщины, вступающих в брак. В узбекистанском обществе усиливается тенденция роста граждан, считающих, что мужчины должны вступать в брак в более зрелом возрасте — 26–27 лет, а также 28 лет и старше. Сокращается число выбирающих более ранний возраст создания семьи мужчинами — 21–23 года и 24–25 лет (55 % и 45,4 %, соответственно). Больше половины городских и сельских жителей считают оптимальным возраст вступления в брак для женщин 21–23 года (54,3 % и 53,5 %, соответственно). Среди сельских жителей больше, чем среди городских, убежденных в том, что девушка должна выйти замуж в возрасте 24–25 лет. В общественном сознании граждан продолжает преобладать мнение о том, что молодые люди должны как можно лучше узнать друг друга, прежде чем они придут к важному и ответственному решению в своей жизни о вступлении в брак и создании семьи. Об этом свидетельствует увеличение числа респондентов (с 50,3 до 55 %), считающих, что парень и девушка должны встречаться от полугода до года перед тем, как они придут к решению создать свою семью. Так, по мнению 27 %, период предварительного знакомства должен быть не менее года, по мнению же 28 % опрошенных — не менее полугода.

В сознании многих поколений прочно утверждалось представление о том, что почитание родителей и старших — важный показатель культуры, морали и этики. Это положение укореняется и в сознании современного поколения узбекистанцев, о чем свидетельствуют результаты опроса: абсолютное большинство участников опроса (99,8 %) придерживается мнения, что необходимым условием для заключения брака является благословение родителей. Анализ полученных в ходе проведенного опроса данных в целом показал, что граждане, независимо от возраста, вероисповедания, материального положения и национальности, почитают своих родителей и прислушиваются к их мнению при создании семьи.

Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и дает возможность разделять с другими трудности и радости жизни. Сегодня преобладающий тип семьи — это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них. Значительную долю составляют неполные семьи. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; семьи с родителями-инвалидами; семьи, взявшие детей под опеку (попечительство); многодетные семьи; семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет). В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. В большинстве случаев они являются иждивенцами родителей. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. Таким образом, семья выступает как первичный воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Семья является важнейшим фактором социализации личности, в ней закладываются основы нравственности, формируются социальные нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности, а так же стимулирует социальную, творческую активность человека и именно ей принадлежит решающая, основополагающая роль в процессе воспроизводства общества. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Таким образом, проблема социализации при дальнейшем развитии исследований должна предстать как своеобразное связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности.

Литература:

1. Каримов И. А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, 2010.- C. 21.

2. Андреева Т. М. Актуальные проблемы социальной психологии. — М.: Просвещение, 1995.-С.116.

3. Социальная психология // Под редакцией Петровского А. В. — М.: Просвещение, 1987.-C.666.

4. Глоссарий психологических терминов / Под. ред. Н. В. Губина. — М.: Наука, 1999. — C.86.

5. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. –C.56.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *