Главная - Информация - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин россия

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин россия


конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин россия

Глава 3 Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

В статье 17 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин говорится об учреждении Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Его целью является рассмотрение хода осуществления положений Конвенции. Как один из шести существующих в рамках Организации Объединенных Наций органов контроля за соблюдением договоров по правам человека Комитет финансируется из регулярного бюджета Организации Объединенных Наций, и Генеральный секретарь обеспечивает его персоналом и оборудованием, необходимыми для эффективного функционирования.

Состав Комитета

Комитет состоит из 23 экспертов, которые избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, «обладающих высокими моральными качествами и компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией». Кандидатуры экспертов предлагаются государствами-участниками, которые могут выдвинуть одно лицо из числа своих граждан. В Конвенции содержится призыв при выборе членов Комитета учитывать справедливое географическое распределение и представленность «различных форм цивилизации, а также основных правовых систем». Хотя члены Комитета выдвигаются правительствами их стран и избираются государствами-участниками, они выступают в своем личном качестве как независимые эксперты, а не как делегаты или представители своих стран.

Эксперты избираются на четырехлетний срок, который начинается в первый день января года, следующего за их выборами, и заканчивается 31 декабря четыре года спустя. Они могут быть переизбраны. Выборы членов Комитета проводятся на заседании государств — участников Конвенции, каждые два года созываемом Генеральным секретарем в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. На этом заседании государства-участники голосуют за половину членов Комитета. Для заполнения непредвиденных вакансий государство-участник, эксперт которого прекратил функционировать в качестве члена Комитета, назначает другого эксперта из числа своих сограждан при условии его одобрения Комитетом.

В общей сложности 97 экспертов были членами Комитета с момента проведения его первого заседания в 1982 году.

Список членов Комитета можно найти на его веб-сайте.

Должностные лица Комитета

В соответствии с правилами процедуры Комитета из числа своих членов Комитет избирает Председателя, трех заместителей Председателя и Докладчика, должным образом учитывая при этом справедливое географическое распределение. Эти должностные лица, которые образуют Бюро Комитета, избираются на двухлетний срок и могут быть переизбраны «при условии соблюдения принципа ротации».

Помимо контроля за ходом заседаний Комитета и наблюдения за его работой в период между заседаниями Председатель представляет Комитет на совещаниях Организации Объединенных Наций, в которых Комитет официально приглашен участвовать. Каждый год от имени Комитета Председатель участвует в работе Комиссии по положению женщин, Комиссии по правам человека и Третьего комитета Генеральной Ассамблеи. Она также принимает участие в ежегодной встрече председателей органов по контролю за соблюдением договоров о правах человека Организации Объединенных Наций, на которой представляется доклад Генеральной Ассамблее о соответствующей деятельности. Председатель или ее представитель часто приглашаются представлять Комитет на всемирных конференциях, встречах на высшем уровне и других мероприятиях Организации Объединенных Наций, а также на мероприятиях, организуемых правительствами, межправительственными и неправительственными организациями (НПО).

Врезка 5 Органы контроля за соблюдением договоров по правам человека Организации Объединенных Наций

В 1966 году Генеральная Ассамблея приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Эти пакты воплотили принципы, изложенные во Всеобщей декларации прав человека в особые права, определили меры, которые государства должны принять для осуществления этих прав, и установили обязательство государств-участников регулярно отчитываться о предпринятых ими соответствующих усилиях.

Были также приняты и вступили в силу другие договоры по правам человека Организации Объединенных Наций, направленные на обеспечение большей защиты особо уязвимым группам или от особенно серьезных правонарушений и предписывающие государствам-участникам представлять доклады о предпринятых усилиях:

  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год);
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год);
  • Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 год);
  • Конвенция о правах ребенка (1989 год);
  • Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 год).

Контроль за осуществлением этих договоров по правам человека осуществляется комитетами, известными как «органы контроля за соблюдением договоров».

Правовая основа для большинства этих органов контроля за соблюдением договоров содержится в самих договорах, хотя орган контроля для Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а именно Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, был учрежден резолюцией Экономического и Социального Совета. Органы контроля за соблюдением договоров состоят из независимых экспертов — общепризнанных специалистов в области прав человека, которые выдвигаются и избираются государствами-участниками.

Помимо Комитета по экономическим, социальным и культурным правам в настоящее время имеется пять других органов контроля за соблюдением договоров: Комитет по правам человека, контролирующий осуществление Международного пакта о гражданских и политических правах; Комитет против пыток; Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации; Комитет по правам ребенка; и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Когда Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей вступит в силу, свою работу начнет седьмой орган контроля за соблюдением договоров о правах человека Организации Объединенных Наций.

Функции Комитета

В Конвенции предусматривается, что, выполняя свою задачу по рассмотрению хода осуществления ее положений, Комитет будет в основном изучать доклады, которые в соответствии со своими правовыми обязательствами будет представлять каждое государство-участник. В этих докладах будут описываться законодательные, судебные и административные меры, принятые государством-участником для воплощения в жизнь положений Конвенции.

В соответствии со статьей 21 Конвенции Комитет также уполномочен вносить предложения и рекомендации на основе изучения докладов и информации, полученных от государств-участников. Такие предложения, как правило, адресованы подразделениям Организации Объединенных Наций, в то время как рекомендации общего характера обычно направляются государством-участником, и они, как правило, развивают точку зрения Комитета на содержание обязательств, которые взяли на себя государства как стороны Конвенции.

На основании Факультативного протокола к Конвенции функции Комитета также включают получение и рассмотрение отдельных сообщений, а также расследование достоверных фактов, свидетельствующих о серьезных или систематических нарушениях государством — участником Протокола прав, изложенных в Конвенции.

Работа Комитета

В пункте 1 статьи 20 Конвенции предусматривается, что Комитет ежегодно проводит свои очередные сессии, как правило, в течение периода, не превышающего двух недель, однако последующие решения Генеральной Ассамблеи увеличили время проведения сессий Комитета.

В настоящее время Комитет ежегодно проводит две сессии продолжительностью в три недели, как правило в январе и июне или июле. С тем чтобы завершить изучение накопившихся докладов, представленных на рассмотрение Комитету, Генеральная Ассамблея на своей пятьдесят шестой сессии в 2001 году утвердила, в качестве исключения, проведение в 2002 году третьей сессии Комитета, которая состоялась в августе этого года.

Начиная с 1991 года предсессионная рабочая группа, в состав которой входят от четырех до пяти членов Комитета, собиралась накануне проведения каждой последующей сессии, с целью составления перечня проблем и вопросов по второму и периодическим докладам государств-участников, которые рассматриваются Комитетом на соответствующей сессии. Перечни проблем и вопросов, составленные предсессионной рабочей группой, передаются тем государствам-участникам, которые должны заранее представить их в письменном виде в секретариат для перевода на официальные языки Организации Объединенных Наций, и затем раздаются членам Комитета перед сессией, на которой должны рассматриваться соответствующие доклады.

На своей двадцать четвертой сессии в январе 2001 года Комитет утвердил пересмотренные правила процедуры, которые включают правила, регулирующие процедуры Комитета в отношении Факультативного протокола. Они предусматривают создание рабочих групп и назначение докладчиков в целях содействия Комитету в выполнении своих функций в соответствии с Протоколом, в том числе в отношении направляемых государствам-участникам запросов о промежуточных мерах и приемлемости сообщений. На своей двадцать четвертой сессии Комитет назначил состоящую из пяти членов постоянную Рабочую группу по Факультативному протоколу, заседание которой проводилось параллельно с двадцать пятой сессией Комитета в июле 2001 года и заседанием его предсессионной рабочей группы в феврале 2002 года.

Врезка 6 Координаторы Комитета

В течение ряда лет Комитет придерживался практики назначения «координаторов» для совершенствования организации своей работы параллельно с другими органами контроля за соблюдением договоров и такими механизмами, как специальные докладчики, специализированные учреждения, фонды и программы системы Организации Объединенных Наций и прочими заинтересованными организациями.

Эти координаторы назначались для совместной работы с пятью другими органами контроля за соблюдением договоров, специальным докладчиком по вопросу о насилии в отношении женщин и специальным докладчиком по вопросам содействия осуществлению права на достаточное жилье, а также с многочисленными подразделениями Организации Объединенных Наций, включая МОТ, ФАО, ЮНЕСКО, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ЮНИФЕМ и ВОЗ. Комитет также назначает координатора для связи с МПС.

В настоящее время координатором по вопросам связи с МПС является г-жа Франсуаза Гаспар из Франции. Координатор МПС наблюдает за работой МПС и содействует тому, чтобы он вносил свой вклад в работу Комитета.

По мере того, как Конвенция и Факультативный протокол к ней получали все более широкое признание, ограничение на продолжительность проведения сессий Комитета, установленное в пункте 1 статьи 20, стало вызывать обеспокоенность. В 1995 году Комитет привлек внимание к тому факту, что он является единственным органом контроля за соблюдением договоров по правам человека Организации Объединенных Наций, время проведения заседаний которого ограничивается его собственным договором, и что это стало серьезным препятствием для его работы.

На основе рекомендации Комитета в мае 1995 года восьмое заседание государств — участников Конвенции внесло поправку в эту статью, определив, что Комитет, как правило, должен проводить свои сессии ежегодно, но их продолжительность будет определяться на встрече государств-участников и затем утверждаться Генеральной Ассамблеей.

Эта поправка, одобренная Генеральной Ассамблеей в 1995 году, вступит в силу после того, как за нее проголосуют не менее двух третей государств — участников Конвенции. По состоянию на 6 марта 2003 года всего 38 из 171 государства — участника Конвенции приняли эту поправку.

С 1995 года три государства — участники Конвенции предоставляли Комитету возможности для проведения неформальных встреч. Неофициальные заседания Комитета состоялись в Мадриде, Испания, в 1995 году, Берлине, Германия, в 2000 году и Лунде, Швеция, в 2002 году. Комитет:

  • на заседании в Мадриде завершил свою работу по подготовке четвертой Всемирной конференции по проблемам женщин;
  • на заседании в Берлине завершил пересмотр своих правил процедуры; и
  • на заседании в Лунде утвердил внесение изменений в свои методы работы.

Секретариат Комитета

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин в отличие от пяти других органов контроля за соблюдением договоров по правам человека Организации Объединенных Наций, деятельность которых обеспечивается при поддержке Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека в Женеве, Швейцария, обслуживается Отделом по улучшению положения женщин (ОУПЖ), который является частью Департамента по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ), базирующегося в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. ОУПЖ выполняет функции секретариата Комитета, решая вопросы существа, а также проблемы технического характера. Отдел предоставляет государствам — участникам Конвенции технические и консультационные услуги по ее осуществлению. Он также способствует взаимодействию учреждений Организации Объединенных Наций и других органов и неправительственных организаций (НПО) с Комитетом и выступает также в качестве консультанта для тех, кто интересуется вопросом применения процедур, установленных Факультативным протоколом к Конвенции.

Контактная информация:

Division for the Advancement of Women — United Nations (Отдел по улучшению положения женщин — ООН) 2 UN Plaza, DC2-12th Floor New York, NY 10017 — USA Факс: +1 212 963 3463 Эл. почта: [email protected]

Более подробную информацию об Отделе можно найти на его веб-сайте.

Что может сделать парламентарий

Осведомленность о работе Комитета и обеспечение вклада парламента в общее дело

Парламентарии как представители народа должны быть осведомлены о работе Комитета, с тем чтобы они могли учитывать ее результаты в своей законодательной деятельности и информировать о ней как своих избирателей, так и широкую публику.

В связи с этим вы можете:

  • проверить состояние сотрудничества между вашим государством и Комитетом, запросив информацию у правительства вашей страны. Можно обратиться к правительству с конкретным вопросом по этой теме;
  • обеспечить информированность парламента о работе Комитета:
    • удостовериться, что соответствующая информация регулярно предоставляется парламенту через вспомогательные парламентские службы. Самую последнюю информацию о работе Комитета можно найти на веб-сайте.
    • стремиться к тому, чтобы информация, получаемая правительством в связи с его обязательствами как государства-участника, а также по другим соответствующим вопросам, доводилась до сведения парламента. Если это необходимо, следует обращаться с вопросами к правительству;
    • возможно также установить контакт с секретариатом Комитета, если вам потребуются инструкции или информация о его работе; если один из экспертов Комитета является гражданином вашей страны, следует обращаться к нему/к ней за указаниями или помощью;
    • в целях содействия сотрудничеству между вашим государством и Комитетом запросите Постоянное представительство вашей страны в Нью-Йорке о его возможностях следить за работой Комитета и, в случае необходимости, обратитесь к нему с соответствующей рекомендацией. Полезно также обеспечить, чтобы направляемая Постоянным представительством информация передавалась в парламент.

Обязательства по подготовке и представлению докладов

Важно, чтобы доклады представлялись Генеральному секретарю согласно периодичности, установленной в Конвенции, и чтобы они соответствовали руководящим принципам Комитета в отношении докладов, а также содержали исчерпывающую информацию.

Роль парламента в этом контексте подробно излагается в главе 6, тем не менее ниже даются несколько кратких рекомендаций.

Вы можете:

  • обеспечить, чтобы доклады вашего государства, которые должны представляться в соответствии с положениями Конвенции, направлялись Генеральному секретарю своевременно и согласно руководящим принципам Комитета;
  • удостовериться, что парламент (через свои соответствующие комитеты) участвует в подготовке доклада или в любом случае осведомлен о его содержании;
  • обеспечить, чтобы ваше государство представляло свой доклад Комитету согласно графику рассмотрения, установленному Комитетом;
  • обеспечить, чтобы заключительные замечания Комитета к докладу представлялись парламенту и, если необходимо, обсуждались.

Содействие работе Комитета

Парламентарии могут проконтролировать, чтобы правительства их государств предоставляли Комитету всю возможную помощь и условия, необходимые для его надлежащего функционирования. В связи с этим необходимо обеспечить принятие поправки к пункту 1 статьи 20 о времени проведения сессий Комитета.

Следовательно, вы можете:

  • если ваше государство является участником Конвенции, установить, представило ли оно свой документ о принятии поправки к пункту 1 статьи 20 Конвенции, касающейся времени проведения сессий Комитета;
  • если оно не приняло поправку:
    • рассмотреть возможность направления устного или письменного запроса правительству вашей страны, с тем чтобы выяснить, почему поправка не была принята;
    • рассмотреть возможность использовать свое право представить по этому вопросу законопроект, вносимый на рассмотрение членом парламента;
  • общую информацию о порядке присоединения к международным конвенциям и поправкам к ним см. публикацию «Руководство по международным договорам», подготовленную Сектором по договорам Управления по правовым вопросам. Ее можно получить через Постоянное представительство вашей страны в Нью-Йорке и найти на веб-сайте Сектора по договорам Управления по правовым вопросам.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *